На что влияет статус и категория вуза

Опубликовано:

    В РФ существует огромное количество высших учебных заведений, некоторые из них имеют статус Федерального университета, государственного ВУЗа, частного или же вовсе им присвоен «особый статус». Мы решили внести ясность в этот вопрос для того, чтобы у абитуриентов сложилось четкое понимание категорий и статусов высших учебных заведений и отсюда возможность определения для себя более подходящего ВУЗа.

    Частный (негосударственный) вуз - его учредителями являются коммерческие, общественные организации или частные лица. Следует сказать, что у частных университетов учредителем является общество или его члены, а у государственных ВУЗов – само государство. Еще одно отличие – европеизация, использование образовательных программ, взятых из европейских ВУЗов, а также программ по обмену. Примерами известных частных ВУЗов России являются такие образовательные учреждения, как: Волгоградский институт бизнеса, Гуманитарный университет, Российский новый университет, Тольяттинская академия управления, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Омская юридическая академия и множество других.

    Деятельность частных вузов соответствует принятому в РФ образовательному стандарту - они на равных условиях с государственными вузами получают лицензию и каждые 5 лет проходят государственную аккредитацию. Условия поступления и обучения соответствуют единым госстандартам.

    Популярность многих российских негосударственных вузов объясняется инновационным подходом к организации образовательного процесса: быстрее реализуются новые образовательные программы и передовые формы обучения, чаще применяются авторские программы, организуются стажировки студентов за рубежом. Выпускникам предоставляется возможность получить двойной диплом - российского вуза и зарубежного. Минусы и плюсы частных ВУЗов



    Государственный ВУЗ – образовательная организация с наличием лицензии и государственной аккредитации. Такие типы ВУЗов не имеют большого финансирования, но принимают участие в конкурсах на получение иного более значимого статуса (однако такие конкурсы достаточно редкие). Скорее всего, со временем количество таких ВУЗов уменьшится. К ВУЗам, имеющим статус государственных, можно отнести большинство из перечня высших образовательных учреждений.



    ВУЗ с особым статусом (Ведущий классический) – образовательная организация, которым присвоен особый статус и деятельность которых регулируется федеральным законом. Данные университеты имеют особые права: они обладают правом установления собственных вступительных испытаний и при этом имеют большой выбор программ обучения. Таких ВУЗов в России всего два. Московский государственный университет им. Ломоносова – носит особый статус. Санкт-Петербургский университет–второй университет, имеющий особый статус. Больше в РФ нет университетов с особым статусом.



    Федеральный университет – главная образовательная организация на территории федерального округа, ядро фундаментальных и прикладных исследований по самым важным научным направлениям. Основная задача таких ВУЗов – обеспечение регионов РФ научными разработками и кадрами. Сибирский федеральный университет - первое высшее учебное заведение, имеющее статус федерального университета, которое было открыто в 2006г. в Красноярске.

    На данное время в государстве десять университетов данного типа: Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Дальневосточный федеральный университет, Казанский федеральный университет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Северный (Арктический) федеральный университет им.В.И. Ломоносова, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Северо-Кавказский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

    Университеты являются крупными учебными заведениями, созданы за счёт реорганизации в виде присоединения нескольких вузов. Реализуют образовательные программы в большинстве областей знаний: естественных, точных, социально-гуманитарных науках, в искусстве и спорте; сотрудничают с руководством федеральных округов, обеспечивая регионы востребованными квалифицированными кадрами.



    Национальный исследовательский университет – образовательная организация, одновременно реализующее образовательную и научную деятельность на основе использования принципов интеграции науки и образования. Данный статус присуждается по итогам конкурса сроком на десять лет. Даже столичные ВУЗы имеют право на данный статус. Самое главное условие для получения этого статуса – это объединение в университете образовательного процесса и научных исследований. В стране 29 ВУЗов, имеющих статус национального исследовательского университета. Например, это МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) и МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет).



    Академия – образовательная организация, специализирующаяся на подготовке кадров в пределах одного направления. Например, специалисты в области сельского хозяйства или в области здравоохранения и т.д. Статус академии носят высшие следующие учебные заведения: это Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, филиал ВМА им. Кирова, Институт ФСБ РФ.



    Институт – образовательная организация, осуществляющая подготовку специалистов еще в более узком направлении (чем, например, академия) по одной специальности. Институты зачастую являются узкопрофильными, то есть подготавливающими будущих специалистов для определенной отрасли – медицины, строительства, экономики, юриспруденции, психологии, менеджмента, культуры и по специальностям смежных отраслей. Институты могут функционировать как в составе университетов, так и вне их, сами по себе.

    Например, имеют статус института: Московский авиационный институт, государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга.



    Высшее военное училище – образовательная организация, созданная с целью военных кадров. На сегодня их в стране насчитывается довольно много. Это и радиоэлектронные, автомобильные и артиллерийские училища. Примерами высших военных училищ являются: Санкт-Петербургское военное училище радиоэлектроники «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище им. Главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова.



    Опорный ВУЗ (опорный университет) – образовательная организация, созданная с целью социально-экономического развития регионов, ориентированная на поддержку развития субъекта России путем подготовки высококвалифицированных специалистов, решения проблем региональной экономики и осуществлении совместно с регионом и его предприятиями инновационных и образовательных проектов. Чтобы университет получил данный статус, потребуется пройти конкурс: подготовить свою программу развития на пять лет, объединившись с местными высшими учебными заведениями. Если конкурс успешно пройден, то ВУЗ получает право увеличить бюджетные места и дополнительное финансирование 80-120 миллионов руб. в год на развитие. В настоящее время в России так называемых опорных университетов насчитывается около 33. К примеру, это такие высшие учебные заведения, как: Новосибирский государственный технический университет, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева, Алтайский государственный университет, Кемеровский государственный университет.



    Вузы проекта 5-100. Его цель - повышение престижности российского высшего образования и выведение пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов авторитетных мировых рейтингов.

    Перед вузами, участвующими в программе, поставлены определённые задачи:

    •нарастить научно-исследовательский потенциал;

    •улучшить качество образовательных программ до мирового уровня;

    •интегрировать собственные научно-исследовательские разработки, авторские программы, инновации в профессиональное обучение;

    •привлечь в образовательный процесс иностранных преподавателей (не менее 10 %) и иностранных студентов (не менее 15%).

    Минобрнауки ежегодно выделяет средства, которые распределяются между университетами в соответствии с оценкой реализации проекта 5-100 по повышению конкурентоспособности российских вузов и их текущим местом в различных мировых рейтингах.

    Подводя итоги, хочется сказать, что при выборе того или иного института внимательно взвешивайте все «за» и «против».

    Опубликовал(а):